МУП "ЗТУ" МО-ЗГО официальный сайт

Тел\факс: 666-155

Трамвай Златоуста: вчера и сегодня

Златоустовский трамвай - безотказный труженик городских магистралей, родился в мыслях архитекторов в 1928 году. Прошло 3 года и на карты города легли первые проекты трамвайных маршрутов.

Прошло ещё 3 года и 20 апреля 1934 года началось строительство первого однопутного маршрута: "Площадь - Металлургический завод". Поначалу Госплан РСФСР не считал своевременным строительство трамвая в Златоусте, и лишь упорство горожан и городского Совета позволило начать строительство.

Первым директором трамвайного треста (трамвайного управления) был Гильченко Э. Э. И через восемь месяцев, 25 декабря 1934 года, первый трамвай двинулся в первый рейс. Вела его Е. А. Фрамузо. 23 февраля 1936 года вступил в эксплуатацию и второй маршрут: "Площадь - Вокзал". Однопутная колея протяженностью 12,57 км связала крайние точки города, вокзал и поселок металлургов.

Великая Отечественная война прервала дальнейшее развитие златоустовского трамвая. 117 рабочих, служащих и инженерно-технических работников ушли на фронт. На место мужчин встали женщины. Они водили и ремонтировали холодные неотапливаемые вагоны, ремонтировали пути...

В 1956 году начинается второе рождение златоустовского трамвая. В этот год проложены вторые пути на вокзал, в 1957 годы вторые пути до площади Металлургов. А в 1959 году открылся новый маршрут: "Старый город - Новый Златоуст". Выросли трамвайные пути. Если в 1934 году протяженность одиночного пути составляла 5,8 км, в 1936 - 12,57 км, в 1956 - 19,5 км, в 1959 - 44,25 км, то на сегодняшний день она равняется 50,7 км.

С увеличением протяженности путей изменяется и вагонный парк. В 1934 году начинали с пяти моторных и пяти прицепных вагонов серии М. Затем были моторные вагоны серии Х и МС-1. Они ушли с линии в 1956 году. Правда, в 1958 году были получены два моторных и два прицепных вагона серии КТМ-1 и КТП-1, но уже осенью 1958 года их передали в Челябинск. С 1953 года Златоустовское трамвайное управление стало получать более комфортабельные четырехосные вагоны серии МТВ-82 (эксплуатировались с 1953 по 1981 годы) и РВЗ-6 (эксплуатировались в 1949-1972 годах). Но вагоны РВЗ-6 перестали эксплуатировать уже с 1968 года, ввиду тяжелого для них профиля нашего трамвайного пути. С 1976 года основным типом вагона, отвечающего всем условиям тяжелого профиля пути, нашим климатическим условиям являются вагоны серии КТМ-5М3 Усть-Катавского вагоностроительного завода, составляющие основу вагонного парка и по сей день. В 2000-х годах постепенно стали закупаться вагоны нового образца серии 71-619 так же Усть-Катавского вагоностроительного завода. На сегодняшний день, вагонов нового образца насчитывается 9 единиц.

Директор трамвайного треста Гильченко З.З.

Гильченко З.З.

 

Фотография из архива "ЗТУ"

Из архива ЗТУ

Наше депо.

С троительство депо было начато в июле 1934 года, закончено в 1936 году. Правда, без тепла. Котельную построили только в 1940 году. Первое депо было рассчитано на ремонт 8 двухосных вагонов и имело 4 смотровых канавы, но еще недостроенное, оно уже оказалось тесным: если в 1934 году было 10 вагонов, то в 1938 году - 28 вагонов. Но дальнейшее развитие депо было задержано Великой Отечественной войной. В 1962 году закончилась, продолжавшаяся 8 лет, реконструкция депо. Оно было рассчитано на 25 моторных и 25 прицепных вагонов. Но опять история повторилась: пока строители работали, изменился вагонный парк - исчезли двухосные вагоны, и в 1962 году в парке был уже 61 четырехосный вагон. Надо было строить новое депо. И в июле 1978 года переехало в новое здание. До 1986 года депо размещалось в двух зданиях: в старом, по улице имени Карла Маркса (ныне там рынок), и в новом, сегодняшнем.

Путевое хозяйство

Путевое хозяйство Златоустовского трамвайного управления - это 50,7 км общей протяженности путей, 7 оборотных колец, 15 участков пути с наиболее тяжелыми условиями движения, протяженностью 6,1 км, это 85 176 шпал, 72 стрелочных перевода и многое другое. Служба "Путь" начала свою историю в августе 1934 года и все эти годы стремилась обеспечить безаварийное движение вагонов, постоянно ремонтируя и реконструируя пути.

Менялись люди, менялись условия труда. Долгое время среди рабочих пути главным образом были женщины и... лом, лопата, кирка. Сегодня служба "Путь" имеет экскаватор, грейдер, автокран, путеремонтный вагон, вагон-дозатор, электрошпалоподбойники, гидравлические домкраты, передвижную электростанцию, снегоочистители, вагон-рельсотранспортер и многое другое.

Энергохозяйство

Семь тяговых подстанций мощностью 13200 кВт из них 4 на телеуправлении, 52 км контактной сети, 35 радиостанций, автоматические стрелки и светофоры-мигалки, линии АТС и телефоны, радиоприемники и многое другое, а также 32 спокойных, выдержанных, грамотных человека - все это служба "Энергохозяйство", одна из ведущих служб Златоустовского трамвайного управления.

Когда в декабре 1934 года застучали по рельсам первые трамваи, служба тока - так тогда называлась эта служба, имела одну тяговую подстанцию, пущенную 23 декабря 1934 года и 5,8 км контактной сети с простой поперечной подвеской. А сейчас у нас 5 участков с полукомпенсированной цепной подвеской. На вооружении у контактников вагон-сетеизмеритель и вагон-вышка.

А наши тяговые подстанции. Самой молодой уже 33 года, а самой старой 78 лет. Давно на смену ртутным выпрямителям пришли кремниевые, ушло и то время, когда дежурные, следя за режимом охлаждения, сами носили и доливали воду в систему охлаждения.

 

Источник материала: архив МУП "ЗТУ" МО-ЗГО